Пространство комплаенс

В Пространстве комплаенс на протяжении 10 лет с 2010 года проводились ежегодные трендовые мероприятия - конференция и Премия по комплаенс.

В 2023 году эти проекты были переданы в ВШЭ нашим выпускникам программ ICA в ВШЭ, которые продолжают ежегодную историю.

Мы создали канал сообществ в VK, куда переносим материалы с различных ресурсов по истории становления в России и СНГ института комплаенс и профессии комплаенс-менеджера.

В истории делимся информацией про:
- становление профессии комплаенс-менеджера,
- развитие института комплаенс через призму обсуждавшихся на форумах тем,
- появление ассоциаций по комплаенс,
- какие есть сообщества для общения специалистов,
- в какие инициативы мы не пошли и почему,
- развитие регуляторной среды,
- уникальные инициативы Пространства комплаенс,
- разработку международных стандартов ISO по комплаенс, независимую внешнюю оценку,
- отличие международных квалификационных программ по международным профессиям и классических образовательных программ,
- какие сложные темы обсуждены в рамках Митапов и какие результаты (риск-аппетит и нулевая толерантность, как «скрестить» внутренний аудит в организации и аудит системы комплаенс-менеджмента по стандартам ISO),
- Премию по комплаенс – идеологию и что нужно знать претендентам,
- какой текущий статус сегодня по международной стандартизации, сертификации, квалификациям для специалистов,
- и другие интересные темы)
И, конечно, будет информация и фото и видео из архивов, которых еще не было публично





ЦИТАТА

новости по истории становления института комплаенс
и профессии комплаенс-менеджера


НОВОСТЬ 04.12.2024

Молниеносная реакция российских специалистов на контент последовала сразу после завершения первой программы ICA.
Был сформирован более продвинутый методологический подход – взгляд на комплаенс как на систему :
- охватывающую любые направления (ПОД/ФТ, инсайд, противодействие коррупции и др.);
- включающую ряд взаимосвязанных элементов системы;
- работающую на всех уровнях в организации, включая ДЗО, материнскую компанию;
- интегрированную в сопряженные подсистемы (КУ, риск-менеджмента, внутрикорпоративной безопасности и др.);
- учитывающую ожидания заинтересованных сторон.
В середине 2010 года была опубликована научная статья «Комплаенс-функция в современной организации: создание, структурирование и оценка».
Этот подход сразу продвигался в рамках российской части программ ICA, в консультационных проектах, обсуждался на конференциях.
А спустя 4 года такой подход был подтвержден на международном уровне и зафиксирован в первом стандарте ISO 19600:2014 Compliance management systems – Guidelines. И российские организации по факту уже были к нему готовы!
Полный текст статьи

НОВОСТЬ 02.12.2024

20.05.2010 года после завершения крайнего тренинга по первому потоку, инициативная группа осталась в классе, чтобы обсудить важные вопросы: как будет называться профессия, международную квалификацию по которой ребята получали; нужно ли переводить, склонять комплаенс, как правильно на русском языке писать: комплаенс или комплайенс.
Участники поделились, что в разных компаниях такие специалисты по-разному называются: комплаенс-офицер, комплаенс-контролер, комплаенс-чемпион, комплаенс-амбассадор, уполномоченный по этике. И тогда, с учетом уже полученных на программе ICA знаний, решили посмотреть на роль, а это – менеджмент. Поэтому решили, что профессия будет называться комплаенс-менеджер.

НОВОСТЬ 29.11.2024

Про тестирование для получения диплома. Нельзя получить диплом просто так, как опытный специалист, тренер. Все равны! Нужно пройти оценку знаний. В бланках указывается только зашифрованный ID участника из системы. Проверяют работы несколько специалистов независимо друг от друга. Если разное мнение о результате участника, то выносится на комиссию. Так что, даже высококлассные специалисты уровня партнеров международных топовых компаний, оказывающих профессиональные услуги, тренеры сидели за партой и сдавали тестирование.

НОВОСТЬ 28.11.2024

Первая программа сразу выявила разницу между международными программами и что привычно специалистам из России и стран СНГ. Вот ключевые моменты:
1) Подход. Комплаенс – не точная наука. Можно только запустить процесс мышления Поэтому подход ICA:
- Tell me – I forget
- Teach me – I remember
-Involve me – I understand.
Поэтому много классных упражнений в группах и… дальнейшие особенности объясняет подход.
2) Много самостоятельных исследований. В материалах даются ссылки на первоисточник (документы международных организаций, кейсы). Прохождение курса требует 8 часов в неделю. И это забег на длинную дистанцию – курс длится более 6 месяцев.
3) Это самое главное. Оценка знаний по программе высшего уровня (выполнение домашних заданий/тест) построены на цели программы - подготовке специалистов, соответствующих роли / «Fit for purpose» (Наверное, сделаем отдельный пост про это). Представьте, что ваше задание - подготовить материалы для Совета директоров, или выступление на конференции или составить Job description. Нужно поставить себя на место проверяющего домашние задания))). Какие ваши навыки, знания проверяются? В зависимости от адресата документа и его роли, язык, запрос на действия, объем и структура документа (даже визуализация), будут разные. Например, если речь про презентацию Совету директоров – то важно не перечисление всех НПА с точным воспроизведением длинных наименований и реквизитов документов. И еще ограничение по количеству знаков в домашних заданиях – прямо вызов))).
4) И, кстати, упражнения в группах тренировали также ряд навыков: работать в тайминге, умение договариваться и учитывать мнения, навык выступления - презентовать результаты, а также и навык слушать и слышать, что очень важно для комплаенс-менеджеров. Не зря руководитель курса по комплаенс Джонатан Боудлер говорил участникам тренингов: «Не просто так Бог дал человеку два уха и только один рот». В общем, прохождение программ ICA означало для ряда участников вызов - вписаться в другую реальность. Но для всех, кто справился со своими предубеждениями, — это дало колоссальный рост. На наших глазах специалисты менялись в моменте, и это изменило их будущее, за которым мы наблюдали и радовались, конечно в положительную сторону изменило))).
А нам, команде ICS, нужно было оказывать максимальную поддержку, успокаивать, объяснять, иногда практически быть психологами. Мы с любовью относились к участникам и помогали адаптироваться в новом подходе.

НОВОСТЬ 20.11.2024

У ICA много программ разных уровней сложности. Было принято решение, что первая пилотная программа будет программой высшего уровня, так как участники - топ-менеджеры, Вице-президенты крупнейших компаний и банков. Вручение дипломов состоялось в РСПП 30.09.2010. Уверены, вы узнаете на фото среди выпускников первой программы глав по комплаенс топ-5 банков, компаний, организаций, оказывающих профессиональные услуги, и ... руководителей программ по комплаенс в ВШЭ)))

НОВОСТЬ 15.11.2024

Почти год мы готовились к запуску Программ ICA в Москве.
Поскольку программы проводились в очном формате, встал вопрос, где проводить тренинги (workshops)?Мы подписали соглашение о сотрудничестве с Академией Бизнеса EY, которая уже проводила квалификационные программы по другим международным сертификациям специалистов: ACCA, DipIFR, CFA. Получилась синергия.
И 04.02.2010 впервые состоялась презентация Программ ICA - брифинг, где был сделан анонс старта через месяц первой программы‍.

НОВОСТЬ 15.11.2024

Поскольку успех внедрения комплаенс в организации зависит от отличного взаимодействия с Советом директоров, риск-менеджерами, внутренними аудиторами, специалистами по внутрикорпоративной безопасности, юристами, мы сразу, первым делом пошли к руководству профильных ассоциаций (АНД, ОКЮР, ИВА, PRMIA, ACFE), рассказали о своих планах и предложили сотрудничество. Также наладили контакт с АРБ – Ассоциацией Российских Банков, поскольку исторически именно у финансовых институтов построение системы внутреннего контроля (СВК), что очень близко к комплаенс, было неотъемлемой частью процессов. И большинство из них нас поддержали, стали в скором времени партнерами нашей Премии по комплаенс, но об этом будут отдельные посты.

НОВОСТЬ 13.11.2024

Реализовали План Б. Для развития комплаенс в России и СНГ на первом этапе нужно было сформировать сообщество специалистов, которые одинаково понимают, что такое комплаенс, и что необходимо делать в организации. Поскольку тема комплаенс – международная, обратились к Международной комплаенс Ассоциации (International Compliance Association, ICA), которая с 2001 года готовила по всему миру профессионалов по трем направлениям: комплаенс, ПОД/ФТ, предотвращение финансовых преступлений. И в 2008 году таких специалистов было уже более 70 тысяч. Уже 7 апреля 2009 года Екатерина Пустовалова стала представителем ICA. Была начата подготовка к запуску квалификационных программ ICA в России. Для ICA это было беспрецедентное решение. На тот момент у англичан были представительства в ряде стран, а в каких-то юрисдикциях были партнеры, но это всегда были крупные известные организации. Тем не менее, удалось завоевать доверие коллег, опираясь на юридический корпоративный опыт и репутацию.

НОВОСТЬ 23.10.2024

По результатам исследования и обсуждения на конференции, подтвердилась актуальность развития темы комплаенс, выработки единых подходов к внедрению этой функции в организациях.

Но как это сделать? Решили, что нужно обратиться … да-да ... к Президенту РФ и Председателю Правительства РФ. Направили в декабре 2008 года обращения и наши предложения по развитию института комплаенс, приложили книгу – результаты проведенного исследования. На тот момент тема была новая, слово незнакомое, конкретного гос.органа (или площадки), в рамках которого можно было бы проводить работу по этому направлению (методологически) и координировать регулирование по отдельным направлениям комплаенс, не было. Наши идеи в 2008 году не нашли поддержки.


НОВОСТЬ 22.10.2024

В 2006-2008 гг. я, Екатерина Пустовалова, была членом Правления ОКЮР Модерировала мероприятия, которые мы проводили для руководителей юр.служб. И в те годы все чаще стало звучать слово комплаенс. Но единого понимания роли, места в компании, функционала не было. Поэтому мы провели исследование совместно с журналом Корпоративный юрист, последовательно с апреля по август 2008 года публиковали статьи и получали обратную связь от экспертов. Авторы статей – вице-президенты российских и зарубежных компаний и банков, инвестиционных компаний, руководители/партнеры аудиторских и консалтинговых компаний, юридических фирм, рейтингового агентства, компании по подбору руководящих кадров. По результатам публикаций мы выпустили сборник «Юристы в зоне риска, юридическая корпорация сквозь призму риск-менеджмента». Презентовали его на первой конференции 30.08.2008. Это было первое серьезное обсуждение темы комплаенс. Спикерами конференции были звездные авторы статей сборника.


НОВОСТЬ 18.10.2024

Мы получили статус Информационного агентства, внеся изменения в регистрацию СМИ от 08.02.2013 года. Теперь готовы поделиться историей становления института комплаенс и профессии комплаенс-менеджера в России и странах СНГ с 2008 года.

Постепенно будем переносить в канал информацию из других источников, доступа к которым сегодня нет.


наши клиенты